![]() Секретные материалы
Занимались ли русские монархисты еврейскими погромами? Пожалуй, ни одно политическое движение России не вызывало у историков столько споров, как «Чёрная сотня». Вокруг этой организации нагромождено столько мифов, что до сих пор правду сложно отличить от лжи. Разберёмся только с некоторыми такими мифами... Хоть и дурак, но зато – демократ «Чёрная сотня» якобы возникла исключительно по прихоти царя Николая Второго, опасавшегося за утрату самодержавных устоев своей власти... На самом деле это было массовое движение православно-патриотического толка, возникшее по инициативе снизу. Чтобы понять, что представляло собой черносотенное движение, надо взглянуть на моральное состояние российского общества конца XIX – начала ХХ столетия. Как пишет современный исследователь Анатолий Степанов, это состояние было катастрофичным для государства: «Стал очевиден отход русского образованного слоя от истоков русской жизни: православия, самодержавия и русской народности. Безверие, политическая фронда и космополитизм становились признаками «хорошего тона» в среде интеллигенции». Министр внутренних дел Вячеслав Плеве в самом начале ХХ века отмечал: «...русская интеллигенция принципиально и притом восторженно воспринимает всякую идею, всякий факт, даже слух, направленные на дискредитацию государственной, а также духовно-православной власти, ко всему же остальному в жизни страны она индифферентна»... Словом, на рубеже веков в стране не находилось сколько-нибудь влиятельной политической силы, которая желала бы защищать устои государства. Положение усугублялось тем, что на смену решительному императору Александру III в 1894 году пришел слабовольный Николай II, который, не имея опоры в обществе, постоянно шёл на уступки либералам... В январе 1901 года ряд известных в ту пору русских общественных деятелей объединились в «Русское собрание», целью которого объявлялось «выявление, укрепление в общественном сознании и проведение в жизнь национальных ценностей русского народа». «Русское собрание» ставило перед собой исключительно просветительские задачи, без всякого политиканства. Но сама жизнь заставила политизироваться. Вскоре возникают такие организации, как «Союз русских людей» и «Русская монархическая партия». Эти организации ставили перед собой уже чисто политические задачи по охране государственных устоев. Если объединить все программные пункты вышеуказанных структур, то их требования выглядят следующими. Во-первых, в основе государственности должна лежать знаменитая триада: «Православие, самодержавие, народность». Власть монарха должна быть неограниченной, но царь обязан поддерживать прямой контакт с народом через Земский собор (орган самоуправления, выбираемый не по партийным спискам, а от представителей разных сословий и профессий). Во-вторых, господствующей религией в стране должно остаться православие. К другим вероисповеданиям монархисты относились спокойно и не видели препятствий для их существования среди нерусских народностей. В-третьих, русский народ (а тогда к нему причислялись русские, белорусы и украинцы) должен занимать также господствующее положение, поскольку именно этот народ создал российскую государственность и является её становым хребтом... Кто же руководил монархическими организациями? Вопреки расхожему образу, рисовавшего полуграмотного лавочника с бутылкой самогона в одной руке и с топором в другой, православно-патриотическим движением руководили люди, которые зачастую составляли цвет тогдашнего общества и являлись гордостью России. Назову лишь некоторые имена. Редактор самой авторитетной газеты России «Новое время» Александр Суворин, знаменитые историки Дмитрий Иловайский и Николай Лихачёв, филолог, профессор Борис Никольский, художники Константин Маковский, Николай Рерих, Аполлон Майков и Виктор Васнецов, священнослужители: известный миссионер архимандрит Арсений, протоиерей Иоанн Восторгов, протоиерей святой Иоанн Кронштадтский, будущий патриарх-мученик Тихон (Белавин). А если взять политических деятелей, то в первую очередь стоит назвать Владимира Пуришкевича, Василия Шульгина, Николая Маркова, чьи яркие зажигательные патриотические речи в стенах Государственной Думы невольно вызывали гром аплодисментов даже в рядах врагов-либералов! А теперь о самом названии движения – «Чёрная сотня». Сегодня трудно судить, кто первым произнес эти слова. Наверное, это сделали либералы или марксисты, вложив всё своё презрение и ненависть к своему противнику. Сами же монархисты охотно приняли его. Публицист Владимир Грингмут писал: «Почетно ли это название – «чёрная сотня»? Да, очень почетно. Первыми поднявшими знамя «За Веру, Царя и Отечество» были большею частью русские люди простого звания, крестьяне, мещане, а простой народ в прежние времена звался «чернью», «чёрными людьми»... Нижегородская чёрная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников, и к этой славной черной сотне присоединился и князь Пожарский с верными царю русскими боярами. Все они были настоящими черносотенцами, и все они стали, как и нынешние черносотенцы-монархисты, на защиту православного монарха, самодержавного царя». Очень щекотливая тема Черносотенцы были главным образом озабочены еврейским вопросом и потому периодически утраивали погромы... Действительно, еврейский вопрос стоял у этого движения особым пунктом. Дело в том, что евреев было очень много среди либеральной публики, а особенно среди революционных террористов. Почему так произошло – тема для отдельного большого разговора. Монархисты считали, что эту проблему надо как-то решать. Мнения были разными. Однако о поголовном истреблении евреев, вопреки домыслам некоторых историков, речи не шло. Одни черносотенцы считали, что евреев надо ограничить в правах заниматься общественной и государственной деятельностью, другие – что нужен «честный открытый русско-еврейский диалог». В конце концов было предложено оставить проблему на усмотрение царя... Но как быть с еврейскими погромами, которых в начале XX века по России было действительно немало? Писатель Вадим Кожинов и историк Анатолий Степанов провели тщательное исследование этого вопроса. Их выводы поистине сенсационны – ни один из известных громких погромов не был организован монархическими партиями! Например, самый знаменитый кишинёвский погром 1903 года возник не по причине какой-то расовой ненависти к евреям, а из-за того, что сферы влияния на рынках города не могли поделить между собой еврейские и молдавские лавочники. Причем жертвы были с обеих сторон. А знаете, кто первый громко осудил произошедшее? Митрополит Антоний Волынский, активист «Чёрной сотни»! Что же касается остальных погромов, то они приходились главным образом на годы первой русской революции, когда в стране фактически шла малая гражданская война, и различные тёмные, главным образом уголовные элементы занимались грабежами и убийствами, зачастую прикрываясь громкими политическими лозунгами, включая и «монархические призывы»... Царь оказался предателем «Чёрная сотня» развалилась по причине её непопулярности среди населения... На самом деле из горнила революции 1905-1907 годов «Чёрная сотня» вышла самой многочисленной партией России – 500 тысяч только одних активистов, не считая сочувствующих. И всё же к началу Первой мировой войны черносотенное движение практически развалилось. И главным виновником развала явился... сам государь-император Николай II. Как отмечает историк Виктор Острецов: «... надо признать, что царь был очень мягок, сентиментален и нерешителен. Он не смог защитить людей, верных своему долгу и присяге, от клеветы, нападок и интриг либералов». Либерально настроенные высшие сановники империи фактически отсекли царя от черносотенцев. Под их влиянием власти регулярно налагали денежные штрафы на монархические издания, запрещали собрания, угрожали судебными преследованиями якобы за «разжигание социальной и национальной розни». Это давление усиливалось по мере приближения 1917 года. Царские же министры спровоцировали раскол в движении, которое оказалось деморализовано, и численность его резко пошла на спад. И когда в феврале 1917 года либералы организовали государственный переворот, названный Февральской революцией, царя было некому защитить. Поспособствовав развалу «Чёрной сотни», Николай II сам вырыл себе политическую могилу... Судьба черносотенцев оказалась трагической. Многие погибли в годы большевистского террора, кое-кому удалось бежать за границу. Последний яркий лидер «Чёрной сотни» Василий Шульгин умер в городе Владимире в 1979 году. Несмотря на долгие годы, проведенные в советских лагерях, он так и не изменил своим убеждениям... Вадим АНДРЮХИН. Сейчас читают![]() РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙПять способов спасти планету, не прилагая больших усилий СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВИРАЖСын генерала полиции устроил аварию с наездом на детей АРХИВ |
|||